Жизнь леса стр. 164 - 169

1. Рассмотрите в гербарии растения смешанного леса. Определите их с помощью атласа — определителя.

В гербарии растений смешанного леса могут оказаться как листья и плоды деревьев, так и травянистые растения, которые можно встретить в смешанном лесу.

Типичными деревьями смешанных лесов являются берёза, осина, ель, сосна, тополь, рябина, черёмуха.

Обычными травянистыми растениями смешанных лесов являются купальница, ландыш, земляника, хохлатка, копытень.

Гербарий растений смешанного леса

2. По рисунку учебника (с. 166 — 167) познакомьтесь с разнообразием живых организмов леса. Назовите их, закрыв подписи полоской бумаги, а потом проверьте себя.

В смешанных лесах обитает много зверей, птиц, насекомых. Здесь можно встретить кабанов, белок, ласку, полёвку, лесную мышь, дятла, иволгу, дрозда, бабочке, жуков — короедов.

3. С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в смешанном лесу.

Пример экологических связей в смешанном лесу для 4 класса

Мы видим, что в смешанном лесу производителями оказываются различные деревья, кустарники, травы. Ими питаются растительноядные животные — кабаны, белки, мыши, жуки, бабочки.

Есть в смешанных лесах и хищники. Это насекомоядные птицы — дятлы, иволги, дрозды. Это хищные млекопитающие, например ласка, которая охотится на мышей и полёвок.

Органические остатки жизнедеятельности попадают в лесную почву, где обитают микроорганизмы и дождевые черви. Эти животные разлагают останки и превращают их в минеральные соли, необходимые для роста растениям. Эту же роль играют и грибы.

4. Что же такое лес? Попробуйте дать определение. Проверьте себя по тексту учебника.

Лес — это сложное природное сообщество, которое состоит из деревьев, кустарников, трав, животных, а также объектов неживой природы — почвы, воды, солнца, воздуха.

5. По своим наблюдениям расскажи, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах вашего края.

В нашем крае как раз преобладают смешанные леса. В них растут берёзы, сосны, осины, боярышник, черёмуха, рябина, иногда тополя. В нижнем ярусе много трав, есть земляника и грибы. Из грибов в смешанных лесах можно найти маслята, рыжики, сыроежки, подберёзовики, валуи, боровики, грузди.

В таких лесах много птиц, это дятлы, синицы, сороки. Я видела ежей, белок, бурундуков. Водятся в лесу и змеи.

А также в лесах много насекомых. Это различные бабочки, жуки, комары, клещи.

6. Построй модель цепи питания, характерной для лесного сообщества вашего края.

Пример модели цепи питания лесного сообщества для 4 класса

Любая цепь питания начинается с организмов — производителей, то есть с растений, а заканчивается организмами — разрушителями.

Например:

Дуб, жёлудь — сойка — сова — микроорганизмы.

Дуб, жёлудь — кабан — дождевой червь — микроорганизмы

Лесные ягоды — полёвка — ласка — грибы — микроорганизмы.

Сосновые шишки — белка — куница — микроорганизмы.

Модель цепи питания лесного сообщества

7. Прочитай текст. Используй полученную информацию при рассказе об экологических связях в сообществе леса.

Рассказ об экологических связях в сообществе леса для 4 класса

Все объекты живой и неживой природы, составляющие природное сообщество леса, связаны между собой экологическими связями.

Рост растений невозможен без солнца, воздуха и воды. А без растений невозможна жизнь тех живых организмов, которые питаются их листвой, плодами, древесиной. Но и эти организмы, в свою очередь, необходимы для жизни хищникам. Не станет растительноядных организмов, вымрут и хищники.

Невозможна жизнь леса и без почвы. На ней растут растения, из нее получают питательные вещества, необходимые для их роста. А питательные вещества в почве образуются благодаря деятельности микроорганизмов, червей, грибов, которые разрушают отходы жизнедеятельности других животных и растений.

8. По приведённому на с. 165 плану дай характеристику лесного сообщества. При раскрытии пунктов 4—6 используй знания, полученные на уроке «Лес и человек».

Характеристика лесного сообщества по плану для 4 класса

1. Название сообщества: лес

2. Организмы: Растения (деревья, кустарники, травы), животные (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, насекомые, микроорганизмы, черви), грибы.

3. Экологические связи: Растения растут благодаря солнцу, воздуху, почве, воде. Растениями питаются растительноядные животные. Растительноядными животными питаются хищные животные. Микроорганизмы, черви, грибы, разлагают органические останки, формируя плодородный перегной.

4. Лес — лёгкие планеты, фабрика кислорода. Лесные ягоды и плоды используются в пищу, древесина используется в промышленности, мясо животных используется в пищу. Лес — место отдыха.

5. Влияние негативное: вырубка лесов, лесные пожары, охота на животных, сбор ягод, грибов, растений, накопление мусора.

6. Охрана: создание природных парков и заповедников, высадка молодых лесных насаждений, соблюдение правил поведения в лесу.

Обсудим!

Какие нарушения экологических связей могут произойти в лесу по вине человека? К чему это приведёт? Что нужно делать, чтобы таких нарушений не было?

Главным нарушением экологических связей оказывается вырубка лесов. Так человек лишает животных дома, корма, и они могут умереть.

А также, нарушением экологических связей является браконьерство, когда человек уничтожает какой-нибудь вид животных или растений. Все животные и растения в лесу связаны экологическими связями, а значит исчезновение одного звена в такой цепочке приведёт к исчезновению других видов животных и растений.

Выбрасывание мусора, протаптывание тропинок, разорение гнёзд и ловля насекомых, также нарушают экологические связи.

Чтобы не было таких нарушений, нужно беречь и охранять леса, заботиться об их чистоте, знать и соблюдать правила поведения в лесу.

Проверь себя

1. Что такое лес?

Лес — природное сообщество, единство живой и неживой природы.

2. Почему лес называют единством живой и неживой природы?

Лес, как природное сообщество, не может существовать без объектов живой природы — деревьев, трав, животных, и без объектов неживой природы — солнца, воздуха, воды, почвы.

3. Какие группы организмов составляют природное сообщество леса?

Растения, животные, грибы.

4. Как обитатели леса связаны между собой?

Обитатели леса связаны экологическими связями, пищевыми цепочками.

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик: природное сообщество.

Природное сообщество — сообщество живых организмов и объектов неживой природы, связанных экологическими связями.

2. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказы «Лесные тропинки», «В лес по ягоды», «Пожалейте берёзы». Проанализируй своё поведение в природе: были ли поступки, за которые тебе стыдно, или такие, которыми ты гордишься.

Я никогда не ломаю в лесу ветки деревьев и этим могу гордиться. Я не всегда передвигаюсь в лесу по тропинкам, но только тогда, когда собираю грибы. Этим я тоже могу гордиться. Грибы я собираю только молодые, съедобные, и срезаю их ножиком. Это тоже правильно.

Я не разоряю птичьих гнёзд, не бросаю мусор, не жгу костры.

Я считаю, что правильно веду себя в лесу.

3. Понаблюдайте за жизнью леса. Воспользуйтесь атласом — определителем для распознавания его обитателей.

Я специально ходила в лес, чтобы понаблюдать за жизнью его обитателей. Мне удалось увидеть, как дятел, прицепившись к стволу сосны, долбит клювом кору. Так он добывает из-под неё личинки насекомых.

Я видела, как бабочки перелетают с одного лесного цветка на другой. Они питаются нектаром. Вместе с ними летают пчёлы и шмели.

Однажды, через тропинку перебежал ёж. Он торопился в своё гнездо.

На следующем уроке

Вспомни свои наблюдения на лугу. Какие растения и животные там живут? Чем луг отличается от леса?

Луг отличается от леса почти полным отсутствием деревьев. На лугу растут только травы и редко кустарники. Зато там много птиц, животных, насекомых. А когда на лугу цветут его многочисленные травы, то луг становится разноцветным и очень красивым.

Оставьте отзыв

Ваш электронный адрес не будет опубликован, комментарий появится после модерации.

Сайт использует файлы cookie Принять Подробнее

Adblock
detector