Водные богатства нашего края стр. 145 – 148

Из этой темы учебника «Окружающий мир» четвероклассник узнает о том, каковы водные богатства его края, из чего они складываются и как охраняются.

1) С помощью карты края и краеведческой литературы составьте список рек, озёр и других водных объектов вашего края.

Список рек, озёр и других водных объектов Московской области:

Все реки Московской области относятся к бассейну Волги. Но сама великая река протекает лишь на небольшом участке границы Московской и Тверской областей.

Список рек:

Шоша, Дубна, Сестра, Яхрома, Нара, Ока, Москва, Клязьма, Березинка, Беспута, Воря, Каширка, Лобь, Лужа, Осётр, Пахра, Пра, Руза, Цна.

Список озёр:

Дубовое, Глубокое, Белое, Святое.

Список водохранилищ:

Клязьминское, Истринское, Можайское, Икшинское, Пестовское, Пяловское, Озеркинское, Рузское.

Список каналов:

Канал имени Москвы.

2) По своим наблюдениям, а также с помощью карты и краеведческой литературы составьте описание реки, озёра, моря (в зависимости от того, что есть в вашем крае).

Описание Ладожского озера для 4 класса

  1. Ладожское озеро, Ладога.
  2. Находится в Ленинградской области и республике Карелия.
  3. Площадь 17870 квадратных километра.
  4. Максимальная глубина 230 метров.
  5. Впадают реки Волхов, Свирь, Вуокса.
  6. Вытекает река Нева.
  7. В октябре на озере часто случаются сильные шторма. Зимой оно покрывается льдом.
  8. По берегам растут камыш и рогоз, в водах озера распространены сине-зелёные водоросли. Водится 53 вида рыбы, на озере гнездятся водоплавающие птицы.
  9. Ладожское озеро считается умеренно загрязнённым. В него попадают отходы промышленных предприятий. В прошлом использовалось как место хранения ядерных отходов. Из-за рыболовства и браконьерства сильно уменьшилось поголовье птиц и рыбы.
  10. Используется как транспортная артерия, место отдыха и рыбалки, источник пресной воды.
  11. Люди стараются ограничить загрязнение озёра, строятся очистные сооружения. На территории Карелии создан природный парк Ладожские шхеры.

Проверь себя

1. Расскажи о значении водных богатств в жизни людей.

Прежде всего, водные богатства — это источник питьевой воды для жителей городов и сел. Это источник воды для промышленных предприятий, для сельскохозяйственных ферм. Но также водные ресурсы дарят нам красоту, на берегах рек и озёр люди отдыхают, общаются с природой.

2. Как взрослые и школьники должны охранять реки, озёра, моря? Делают ли это в вашем крае?

Взрослые должны следить за тем, чтобы вода в реках и озёрах оставалась чистой, в неё не попадали промышленные отходы, мусор, нефтепродукты. Школьники могут помогать очищать берега рек и озёр, расчищать родники, оберегать растения и животных.

В нашем крае действует Голубой патруль, в котором могут участвовать и школьники. Его члены следят за чистотой воды, берегов, пляжей. Помогают вылавливать браконьеров.

3. Почему при купании нужно соблюдать осторожность?

Очень часто дно водоёмов оказывается засорено различными предметами — осколками стекла, арматурой, консервными банками, которые выбрасывают в воду нерадивые люди. О них можно порезать ноги или удариться головой. Поэтому купаться можно только в специально отведённых местах, где дно очищают особые службы, водолазы.

Задания для домашней работы

1. Придумай и изготовь модель, показывающую значение рек, озёр, морей в жизни людей.

Пример модели, показывающей значение водоёмов в жизни людей для 4 класса

Подготовим модель. Покажем схематично значение водоёмов для человека.

Обязательно отметим следующие пункты: вода нужна для питья, в быту, в промышленности и сельском хозяйстве, для перевозки людей и грузов, для получения электроэнергии, как место отдыха и красоты.

Модель "Значение рек, озер и морей в жизни людей"

2. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Бутылочная почта». А всегда ли ты бережно относишься к водным богатствам своего края?

В рассказе «Бутылочная почта» говорится о проблеме загрязнения рек. Многие люди выбрасывают в реки бутылки и прочий мусор. Этот мусор представляет собой опасность для обитателей реки, для животных и растений, для самого человека. Я никогда не оставляю за собой мусор на берегу реки, а уношу его домой в пластиковом пакете.

Даже если складывать мусор далеко от воды, его может смыть в реку во время половодья.

3. Если ученики твоей школы участвуют в охране водных богатств, узнай подробнее об их работе. Постарайся принять в ней участие.

Каждую весну у нас в школе проводится экскурсия на берега реки. Там мы помогаем взрослым очищать берег от скопившегося мусора. Мы собираем мусор в мешки, которые потом вывозят на машинах.

На следующем уроке

Вспомни, что такое полезные ископаемые. Какие полезные ископаемые ты знаешь? Какие полезные ископаемые добывают в вашем крае?

Полезные ископаемые — это природные богатства, добытые из глубин земли, которые человек использует для своих целей.

Например, это уголь, руда, нефть, каменноугольная соль, асбест, слюда, гранит, алмазы, торф.

В нашем крае добывают каменный уголь, а также золото, железные руды, гранит, торф.

Полезные ссылки:

_______

1 Комментарий
  1. ксения говорит

    прикрасно мне пставили 5 🙂

Оставьте отзыв

Ваш электронный адрес не будет опубликован, комментарий появится после модерации.