Земля-кормилица стр. 160 – 163

Из этой темы учебника «Окружающий мир» четвероклассник узнает о том, почему земля-кормилица так называется, что такое плодородие и как его сохранить.

1. Рассмотри изображения образцов почвы. Сравни их между собой. Как ты думаешь, какие из них наиболее плодородные? Почему? Проверь себя по тексту учебника.

На рисунке мы наблюдаем несколько основных видов почв нашей страны. В одних больше перегноя, отмерших и сгнивших частей растений, в других его меньше. Чем толще слой перегноя, тем более плодородной она является.

По рисунку видно, что самым плодородным оказывается чернозём. Но также неплохой плодородностью отличаются луговые и серые лесные почвы.

2. В краеведческой литературе найдите информацию о почвах вашего края. Сделайте записи в рабочей тетради. Подумайте и расскажите, какая деятельность человека может угрожать почвам вашего края.

Для Московской области характерны серые лесные, чернозём и подзолистые почвы хвойных лесов. Чернозём — самая плодородная почва Московской области.

Почвам Московской области могут угрожать вырубка лесов, использование удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве, неправильная распашка.

3. Вылепите из пластилина макет разреза почвы, характерной для вашего края.

Вылепим из пластилина модель чернозёма. Нам потребуется пластилин четырёх цветов — чёрный, серый, жёлтый и зелёный.

Будем лепить модель в виде параллелепипеда, квадратного столбика.

Сверху вылепим небольшой зелёный слой — это наружная часть, растительность.

Ниже вылепим чёрный кусок — перегной, плодородная часть. Он должен занимать половину нашего столбика.

Ниже будет слой переходный, серого цвета.

А на самом низу столбика покажем жёлтый слой, богатый песком.

Внешний вид почв для выполнения модели из пластилина

4. Представьте, что вам нужно убедить одноклассников в огромном значении почвы для жизни на Земле. Подготовьте выступление.

Пример выступления «Значение почвы для жизни на Земле» для 4 класса

Почва наше богатство, ценность которого трудно переоценить, но человек часто забывает об этом. Мы ходим по земле каждый день и даже не вспоминаем о том, что без неё не выросли бы травы и деревья, не появились бы на наших столах хлеб, огурцы, фрукты, орехи. Не смогли бы находить себе пищу различные животные, большие и маленькие.

Без почвы человечеству бы угрожали голод и вымирание. Да и жизнь на планете не возникла бы, не появись на ней плодородный слой.

Почва — неотъемлемая часть круговорота веществ в природе. Из неё всё рождается, и в неё в конце возвращается, чтобы дать начало новой жизни. Убери землю и этот круговорот остановится, а значит закончится жизнь.

Проверь себя по теме «Земля-кормилица»

1. Приведи примеры различных типов почв.

Есть тундровая почва, подзолистая, серая лесная, болотистая, луговая, чернозём.

2. Какая почва самая плодородная?

Самым плодородным является чернозём.

3. Какие почвы в вашем крае?

В нашем крае преобладают подзолистые, серые лесные почвы, чернозём и местами болотистые.

4. Почему нужно бережно относиться к почвам?

Она даёт жизнь растениям, ведь её основное свойство — плодородность. Если её не беречь, то её могут смыть вода, раздуть ветер, её будут травить ядохимикаты, и тогда она потеряет свою плодородность. А значит на ней ничего не вырастет, а людям и животным нечего будет есть.

5. Как нужно охранять почвы?

Для охраны нужно высаживать защитные лесополосы, не допускать её распашки по склону холма, зимой проводить снегозадержание, не использовать слишком много удобрений и ядохимикатов, следить за влажностью.

Задание для домашней работы

В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Дороже жемчуга и злата — под ногами». Как каждый из нас может беречь почву?

Каждый человек может внести свой вклад в дело охраны почвы. Он просто не должен мусорить, закапывать в землю отходы, выливать на землю помои, особенно после стирки белья. Не должен увлекаться удобрениями на своём садовом участке, использовать агрессивные ядохимикаты.

На следующем уроке

Вспомни, какие лесные зоны есть в России. Есть ли в вашем крае леса? Вспомни свои наблюдения в лесу. Что показалось тебе особенно интересным?

В России есть природные зоны тайги, смешанных, широколиственных, субтропических лесов.

В нашем крае растёт тайга и смешанные леса.

Мне очень нравится ходить по смешанному лесу. В нём есть и красивые берёзки, и робкие осинки, и стройные ели.  В таком лесу много трав, в которой ползают и бегают различные животные. На полянах цветут цветы, там жужжат шмели, и порхают бабочки. В кронах деревьев поют певчие птицы, всегда слышен стук дятла.

Мне показалось особенно интересным то, как по-разному используют деревья различные животные. Мыши и ежи живут в траве, возле корней деревьев. Белки строят гнёзда в дуплах и на ветках деревьев. А на самом верху обитают различные птицы.

Полезные ссылки:

_______

2 Комментариев
  1. Софья говорит

    Мне помог этот сайт! Получила 5 за рассказ у доски!! И всем было интересно послушать меня, и мне самой было интересно!!!!

  2. кира говорит

    благодарна этому сайту!!

Оставьте отзыв

Ваш электронный адрес не будет опубликован, комментарий появится после модерации.