У Черного моря стр. 126 – 134

1) Найди на карте Черноморское побережье Кавказа. Здесь расположена субтропическая зона или субтропики. Что ты можешь рассказать по карте об этой природной зоне? Научись показывать её на карте.

Субтропическая зона является самой маленькой природной зоной России. Она расположена вдоль кавказского побережья Чёрного моря. Это зона с очень тёплым и влажным климатом, где растут пальмы и вечнозелёные деревья. В этой зоне очень богатый растительный и животный мир.

2) Рассмотрите в гербарии и на рисунке растения Черноморского побережья Кавказа. Подумайте, по каким признакам вы узнаете эти растения в природе.

  • Магнолия — невысокое дерево, которое проще всего узнать по нежно-розовым цветкам, а также по вытянутым листьям и плодам, напоминающим шишечки.
  • Инжир — плодовое дерево, которое можно узнать по изрезанным листьям и по плодам фиолетового цвета.
  • Абрикос также является плодовым деревом и его можно узнать по белым цветкам и плодам, которые всем хорошо известны.
  • Персик ещё одно плодовое дерево, которое также легко узнать по крупным и сочным плодам, а также по розовым цветочкам.

3) По рисунку учебника (с. 128—129) познакомьтесь с животным миром Черноморского побережья Кавказа. Информацию о животных найдите в тексте учебника.

В лесах субтропической зоны обитают множество насекомых — жуков, бабочек, богомолов. Там же можно встретить косуль, которые питаются травами. Кроме того, в субтропических лесах водятся ящерицы, которые охотятся на насекомых.

В прибрежных водах много рыбы, водятся медузы, в скалах гнездятся морские птицы, например бакланы и чайки. По дну ползают крабы, а к берегу часто приплывают дельфины.

4) С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в природе Черноморского побережья Кавказа. Изготовьте модель характерной цепи питания.

Пример экологических связей в природе Черноморского побережья Кавказа для 4 класса

Богатая растительность даёт приют многочисленным насекомым, которые питаются нектаром или листвой, корой, древесиной деревьев. Некоторые насекомые являются хищными, например богомол.

А также обилие растительности позволяет здесь себя прекрасно чувствовать копытным животным.

В море имеются свои экологические связи. Дельфины охотятся на рыб, крабы на мелких рачков и рыбёшек, рыбы питаются водорослями и ракообразными. Ну а птицы ловят рыбу.

Пример модели цепи питания в природе Черноморского побережья Кавказа для 4 класса

  • Трава — Косуля — Переднеазиатский леопард
  • Цветы — Бабочки — Богомол.
  • Рачки — Рыба — Бакланы
  • Водоросли — Рыба — Дельфины

Модель природной цепи питания субтропиков

Обсудим!

1) Как вы объясните названия животных: морской конёк, морская игла, богомол?

  • Морской конёк — формой тела похож на голову лошади, поэтому и назван коньком.
  • Морская игла — формой тела похожа на иголку, вытянутая и тонкая.
  • Богомол — часто принимает позу, которая напоминает позу молящегося человека, отсюда и получил своё название.

2) В книге «Великан на поляне» прочитайте рассказ «В пещере» и обсудите его. Почему пещеры нуждаются в охране?

Пещеры — таинственный и удивительный мир, со своим животным и растительным миром, полный чудес неживой природы. Но при этом пещерный мир очень уязвим, и человек может легко нарушить сложившиеся в нём связи, экологическое равновесие. И тогда живой мир пещер может погибнуть, а чудеса неживой природы могут быть безвозвратно испорчены, погублены.

Проверь себя

1. Покажи на карте зону субтропиков. Объясни, где она расположена.

Зона субтропиков расположена на черноморском побережье Кавказа. Это узкая полоска тёмно-зелёного цвета.

2. Как нужно вести себя у моря?

Купаться можно только вместе со взрослыми, нельзя заплывать за буйки. На солнце следует носить головные уборы, загорать постепенно, начиная с нескольких минут, пользоваться солнцезащитными кремами. Лучшее время для загара — утро и вечер.

2. Дай краткую характеристику зоны субтропиков по плану на с. 71.

Краткая характеристика зоны субтропиков для 4 класса

  • Название зоны: Зона субтропиков. Обозначается тёмно-зелёным цветом.
  • Особенности природы: Богатая растительность и животный мир. Много травоядных животных и насекомых. Есть хищные звери, птицы и насекомые. В прибрежных водах водятся рыбы, членистоногие, медузы и дельфины. Над морем летают птицы, которые питаются рыбой.
  • Использование зоны человеком: Человек использует зону субтропиков преимущественно как здравницу, место отдыха и туризма.
  • Экологическая проблема пустынь: Загрязнение окружающей среды, вырубка лесов, браконьерство. Для решения этих проблем устроен Кавказский биосферный заповедник, который включает в себя всю зону субтропиков.

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик: Черноморское побережье Кавказа, субтропики.

  • Черноморское побережье Кавказа — прибрежная полоса вдоль Чёрного моря, ограниченная Кавказским хребтом.
  • Субтропики — природная зона с очень тёплым, мягким климатом, без холодных зим, но с жарким летом.

2. Нарисуй, как ты представляешь себе Чёрное море и его берега.

Готовые рисунки “Как я себе представляю Чёрное море и его берега”

Детский рисунок Как я себе представляю Черное море и его берег

3. Если тебе не приходилось бывать у Чёрного моря, подумай, какие вопросы ты задашь ребятам, которые там были.

  1. Какой пляж у моря, песок или камни?
  2. Какая температура воды?
  3. Приплывали ли к берегу дельфины?
  4. Много ли людей на пляже?
  5. Не сгорели ли они?
  6. Какие ещё места можно посмотреть на побережье?
  7. Каких животных вы там видели?
  8. Какие фрукты растут на берегу Чёрного моря?
  9. В какое время года лучше ехать отдыхать на Чёрное море?
  10. Есть ли на берегу красивые ракушки?

4. С помощью Интернета соверши воображаемое путешествие в национальный парк «Сочин­ский». Что интересного можно там увидеть? Что сотрудники национального парка делают для охраны природы Черноморского побережья?

Рассказ “Моё воображаемое путешествие в национальный парк «Сочинский»” для 4 класса

Национальный парк “Сочинский” был создан для охраны красивейших лесов предгорий Кавказа. Он состоит из нескольких участков, каждый из которых интересен по-своему.

Моё воображаемое путешествие в национальный парк “Сочинский” начинается с дендрария. Он состоит из нижней и верхней части. Попасть в верхний дендрарий можно в вагончике фуникулёра, из окон которого открывается роскошный вид на леса, поляны, море и окружающий город.

В дендрарии мы прошли по нескольким туристическим дорожкам, полюбовались на огромные деревья, потрогали стволы бамбука, видели павлинов. Здесь можно было просто посидеть на зелёной траве, рядом с кипарисами или пальмами, и подышать прекрасным лесным воздухом.

Вторым очень интересным местом “Сочинского” национального парка является центр восстановления леопарда, который находится в окрестностях села Монастырь. Здесь расположен вольерный комплекс, в котором сотрудники центра занимаются восстановлением популяции переднеазиатского леопарда, исконного обитателя этих мест. По вине человека он едва не вымер.

И конечно в “Сочинском национальном парке” следует посетить парковый комплекс “Южные культуры”, который находится возле Адлера. Это уникальное по красоте место, с причудливыми лужайками, клумбами, прудами и мостами. Здесь растут платаны, эвкалипты, пальмы, а в пруду плавают настоящие белые лебеди.

А также на территории национального парка огромное количество живописных водопадов, и есть самый настоящий дольмен, культовое сооружение древних людей.

Оставьте отзыв

Ваш электронный адрес не будет опубликован, комментарий появится после модерации.