Окружающий мир 4 класс 1 часть. Проверим себя и оценим свои достижения стр. 206 – 218

Вот и закончилось первое полугодие изучения предмета «Окружающий мир» в 4 классе.

Давайте проверим себя и оценим свои достижения.

Ответьте устно. Сверьтесь с ответами на «Страничках для самопроверки». Посчитайте количество верных ответов. Оцените свои достижения с помощью таблицы на с. 218.

Раздел «Земля и человечество» стр. 206

1) Какие понятия вы используете в рассказе о мире с точки зрения географа?

  • А) Архив, летопись, летосчисление, наша эра, век, тысячелетие.
  • Б) Окружающая среда, цепь питания, организмы-потребители, организмы-производители, организмы-разрушители, круговорот веществ.
  • В) Глобус, карта, океан, материк, страна, народ.
  • Г) Солнечная система, звезда, созвездие, планета, небесные тела, Вселенная.

Такими понятиями, как архив или летоисчисление оперирует историк. Понятиями окружающая среда или круговорот веществ — биолог. Понятиями солнечная система, Вселенная — астроном. А вот географ будет опираться на понятия карта, глобус, страна, материк.

Верный ответ В.

2) Какое созвездие при наблюдении за звёздами лучше всего помогает различить северную и южную части неба?

  • А) Телец.
  • Б) Большой Пёс.
  • В) Орион.
  • Г) Большая Медведица.

Все эти созвездия видны в северной части звёздного неба. Но проще всего различить северную часть по созвездию Большой медведицы. Оно находится всегда высоко над горизонтом, хорошо заметно на небе и по нему можно отыскать Полярную звезду, указывающую точно на север.

Верный ответ Г.

3) На какой карте более точно переданы очертания материков?

  • А) На физической карте мира.
  • Б) На карте полушарий.
  • В) На политической карте мира.
  • Г) На карте звёздного неба.

Карта полушарий лучше всего показывает очертания материков, потому что на ней меньше искажений.

Верный ответ Б.

4) На какой иллюстрации представлены примеры исторических источников?

Исторические источники — это монеты, рукописи, памятники архитектуры, но не современная электроника.

Верный ответ А.

5) В каком случае год и век соотнесены неверно?

  • А) 1147 год — XII век.
  • Б) 1703 год — XVIII век.
  • В) 1242 год — XV век.
  • Г) 1380 год — XIV век.

Вспомним, что век всегда на единицу больше числа столетий в дате. Для даты 1242 год справедливо будет указать XIII век. Однако, в перечне указан XV век. Это неверно.

Верный ответ В.

6) На каком фрагменте «ленты времени» допущена ошибка?

Мы сейчас живём в XXI веке, и это года от 2001 до 2100, поэтому во второй ленте сделана ошибка.

Верный ответ Б.

7) Используя историческую карту в учебнике (с. 39) отметьте условный знак, обозначающий русскую артиллерию.

Нужный знак — схематическое изображение пушки. В него входят две вертикальных чёрточки изображающие колёса пушки и одна, более длинная, — дуло орудия.

Верный ответ Д.

8) Что НЕ относится к экологическим проблемам?

  • А) Как спасти тропические леса?
  • Б) Как защитить океан от загрязнения?
  • В) Как бороться с ростом цен?

Спасение тропических лесов и защита океана от загрязнения являются глобальными проблемами экологии. Проблема роста цен — это проблема экономики.

Верный ответ В.

9) В каком списке приведены примеры объектов Всемирного наследия?

  • А) Сириус, Альдебаран, Плеяды.
  • Б) Африка, Австралия, Антарктида.
  • В) Московский Кремль и Красная площадь, озеро Байкал, Великая Китайская стена.

Сириус и Альдебаран — звёзды, Африка и Австралия — материки, а вот Байкал, Московский Кремль или Великая Китайская стена — это объекты Всемирного наследия.

Верный ответ В.

10) На каком рисунке представлены примеры животных из международной Красной книги?

Легко найти на рисунке панду, орангутана и белого носорога. Всё это животные международной Красной книги.

Верный ответ Б.

Раздел «Природа России» стр. 209

1) Используя физическую карту России, определите, в каком ряду равнины перечислены в порядке их следования с запада на восток.

  • А) Среднесибирское плоскогорье, Западно-Сибирская равнина, Восточноевропейская равнина.
  • Б) Западно-Сибирская равнина, Восточноевропейская равнина, Среднесибирское плоскогорье.
  • В) Восточноевропейская равнина, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье.

Крайняя западная равнина России — Восточноевропейская, а значит правильно указана последовательность этих форм рельефа в ответе В.

Верный ответ В.

2) Почему происходит смена природных зон в нашей стране? Отметьте верное объяснение.

  • А) В северных районах солнечные лучи падают на Землю наклонно и слабо нагревают её. Чем южнее, тем более отвесно падают на Землю солнечные лучи, тем сильнее они нагревают земную поверхность. Это и приводит к смене природных зон.
  • Б) Северные районы нашей страны расположены ближе к Северному Ледовитому океану, а южные — дальше от него. Это и приводит к смене природных зон.

Солнце действительно слабее нагревает северные районы страны, потому что солнечные лучи падают там под большим углом к поверхности Земли и отдают меньше тепла.

Верный ответ А.

3) Какой план подойдёт для характеристики природной зоны?

А)

  1. Экологические проблемы и охрана природы.
  2. Особенности природы.
  3. Название, изображение на карте.
  4. Использование природы данной зоны человеком.

Б)

  1. Использование природы данной зоны человеком.
  2. Экологические проблемы и охрана природы.
  3. Особенности природы.
  4. Название, изображение на карте.

В)

  1. Название, изображение на карте.
  2. Особенности природы.
  3. Использование природы данной зоны человеком.
  4. Проблемы экологии и охрана природы.

Характеристика любой природной зоны должна начинаться с её названия. Иначе будет сложно понять, о какой природной зоне идёт речь.

Верный ответ В.

4) Сравните описания. Какое из них относится к зоне пустынь?

  • А) В этой зоне очень тёплое, продолжительное, засушливое лето. Часто дуют суховеи, иногда возникают пыльные бури.
  • Б) В этой зоне лето очень жаркое. Поверхность земли днём нагревается до +70°. Порой за всё лето не бывает ни одного дождя.
  • В) В этой зоне летом бывает полярный день: несколько месяцев круглые сутки светло. Но температура лишь на несколько градусов выше нуля.

Третье описание подходит к характеристике природной зоны ледяных пустынь. Первое описание подходит для характеристики природной зоны степей и полупустынь. А вот описание под буквой Б соответствует природной зоне пустынь.

Верный ответ Б.

5) На каком рисунке представлены примеры растений и животных степной зоны?

Для степной зоны характерно обилие злаков, грызунов, птиц. На рисунке под буквой В мы находим злак, мышь, дрофу и куропатку.

Верный ответ В.

6) С помощью атласа-определителя узнайте название этого лесного растения.

  • А) Звездчатка.
  • Б) Седмичник.
  • В) Кислица.
  • Г) Грушанка.

На рисунке изображено растение Кислица.

Верный ответ В.

7) На какой схеме представлена цепь питания, характерная для зоны тундры?

В тундре растут мхи и карликовые деревья, бегают северные олени и лемминги, из хищников встречается песец. Этих животных и растения мы находим в ответе под буквой Б.

Верный ответ Б.

8) Какие рисунки вы выберете для составления модели цепи питания, характерной для тайги?

  • А) 1, 3, 5.
  • Б) 1, 4, 6.
  • В) 2, 4, 6.
  • Г) 2, 3, 5.

В тайге растут преимущественно хвойные деревья. Там много пушных зверей, грызунов, белок. Под номером два мы видим шишку, под третьим — лесную мышь, под пятым — соболя. Нужный набор цифр находится под буквой Г.

Верный ответ Г.

9) Сравните описания. В каком из них раскрываются экологические проблемы зоны тундры?

  • А) В этой зоне происходит загрязнение морей. Оно отрицательно влияет на жизнь обитающих здесь животных, которые кормятся в море.
  • Б), В этой зоне от вездеходов и тракторов разрушаются поверхность почвы и растительный покров. При добыче нефти происходит загрязне­ние окружающей местности.
  • В) В этой зоне почти все земли распаханы. Лишь кое-где сохранились участки естественной растительности, которые нуждаются в охране.

Описание под буквой А раскрывает проблемы с экологией зоны арктических пустынь. Описание под буквой В раскрывает проблемы в экологии зоны степей.

А вот описание под буквой В раскрывает экологические проблемы тундры, именно там добывают нефть, ездят вездеходы.

Верный ответ Б.

10) Какой заповедник создан для сохранения природы полупустынь и пустынь?

  • А) Таймырский заповедник.
  • Б) Заповедник «Остров Врангеля».
  • В) Заповедник «Чёрные Земли».
  • Г) Приокско-Террасный заповедник.

Таймырский заповедник и остров Врангеля находятся на Крайнем Севере, где нет пустынь. Приокско-Террасный заповедник в Московской области лежит в зоне смешанных лесов. А заповедник «Чёрные земли» находится в пустынях Прикаспийской низменности.

Верный ответ В.

Раздел «Родной край — часть большой страны» стр. 214

1) На какой карте вы можете найти и показать свой край?

  • А) На политико-административной карте России.
  • Б) На физической карте мира.
  • В) На политической карте зарубежной Европы.

Не следует искать свой край на карте Зарубежной Европы. Не найти его границ на физической карте мира. А вот политико-административная карта России для этой цели подходит.

Верный ответ А.

2) Какой план подойдёт для характеристики вашего края?

A)

  1. Особенности экономики и природы.
  2. Название и положение на карте.
  3. Экологические проблемы и охрана окружающей среды.

Б)

  1. Название и положение на карте.
  2. Особенности природы и экономики.
  3. Экологические проблемы и охрана окружающей среды.

B)

  1. Положение на карте и название.
  2. Проблемы экологии и охрана окружающей среды.
  3. Природа и экономика.

Лучше всего подходит план под буквой Б, в нём правильно указано сперва название края, затем его положение, природа и экономика, а уж потом говорится об экологии.

Верный ответ Б.

3) Узнайте по описанию форму земной поверхности.

Эта форма земной поверхности часто встречается на равнинах. Представляет собой углубление с крутыми, осыпающимися склонами. На склонах почти нет растений. Под действием талой и дождевой воды постепенно увеличивается, разрушая участки плодородной почвы.

  • А) Холм.
  • Б) Гора.
  • В) Балка.
  • Г) Овраг.

Углубление в земле не может быть горой или холмом. Балка — это старый, заросший овраг. А если углубление продолжает увеличиваться, то это просто овраг.

Верный ответ Г.

4) В каком ряду правильно даны названия полезных ископаемых?

  • А) Железная руда, нефть, торф.
  • Б) Гранит, известняк, каменный уголь.
  • В) Песок, глина, природный газ.

Нужный ряд определить легко, если вспомнить, что нефть и природный газ не являются твёрдыми полезными ископаемыми. А на рисунках мы видим исключительно горные породы. Это гранит, известняк и каменный уголь.

Верный ответ Б.

5) Какой план подойдёт для характеристики природного сообщества?

А)

  1. Название.
  2. Какие организмы составляют сообщество.
  3. Экологические связи в сообществе.
  4. Значение сообщества для человека.
  5. Влияние человека на сообщество.
  6. Охрана сообщества.

Б)

  1. Влияние человека на сообщество.
  2. Название.
  3. Экологические связи в сообществе.
  4. Какие организмы составляют сообщество.
  5. Охрана сообщества.
  6. Значение сообщества для человека.

Опять обращаем внимание на то, что любой план начинается с названия объекта, в данном случае природного сообщества.

Верный ответ А.

6) На каком рисунке представлены примеры живых организмов лугового сообщества?

Для лугового сообщества характерно обилие цветов и трав, в которых прячутся различные насекомые. Там же встречаются насекомоядные птицы. На рисунке под буквой Б мы видим шмеля, бабочку, кузнечика — это насекомые.

Верный ответ Б.

7) С помощью атласа-определителя узнайте название этой бабочки

  • А) Лимонница.
  • Б) Голубянка-икар.
  • В) Желтушка луговая.
  • Г) Зорька.

На рисунке показана бабочка Зорька, которую легко узнать по оранжевым кончикам крыльев.

Верный ответ Г.

8) Какие рисунки вы выберете для создания модели цепи питания, характерной для лесного сообщества?

  • А) 2, 3, 5.
  • Б) 1, 4, 6.
  • В) 1, 2, 3.
  • Г) 3, 4, 5.

Следует сразу отбросить рисунки, на которых показаны злак, саранча и перепел. Эти организмы не имеют отношения к лесной зоне. Остаются рисунки под цифрами 2, 3 и 5 — сосна, жук-древоточец, дятел.

Верный ответ А.

9) Надо ли весной поджигать на лугу сухую траву? Почему?

  • А) Да, потому что от этого лучше растёт молодая трава.
  • Б) Нет, потому что сгорают молодые ростки, подземные части растений, луговые животные, огонь может перейти и на постройки человека.
  • В) Да, потому что у огня можно погреться.

Поджигать сухую траву нельзя ни в коем случае. Это надо запомнить раз и навсегда. Поджиг сухой травы приносит большой вред природе и её обитателям.

Верный ответ Б.

10) Какая отрасль растениеводства занимается выращиванием этих культур?

  • А) Овощеводство.
  • Б) Плодоводство.
  • В) Полеводство.
  • Г) Цветоводство.

На рисунке показаны различные злаки — пшеница, рожь, просо, ячмень. Их выращивают на полях, а значит отрасль растениеводства называется полеводством.

Верный ответ В.

Полезные ссылки

3 Комментариев
  1. Елена говорит

    мне очень понравился тест советую

  2. Аннет говорит

    Ну ответы вроде ничего и училка не спалит, ведь объяснения есть

    1. Аннет говорит

      Я на ГДЗ и на похожих платформах ах никогда вот никогда не списываю всегда либо сама либо с мамой я же отличница всё-таки

Оставьте отзыв

Ваш электронный адрес не будет опубликован, комментарий появится после модерации.