Окружающий мир 4 класс 1 часть Планеты Солнечной системы стр. 9 – 15

1) Рассмотри схему на с. 5. Что ты можешь рассказать по ней о планетах Солнечной системы?

По этой схеме мы можем сравнить размер планет Солнечной системы, узнать, как они выглядят в телескоп, определить, у каких планет есть кольца.

 С помощью схемы перечисли планеты:

 а) в порядке увеличения их размеров;

Список планет в порядке увеличения их размеров:

Меркурий, Марс, Венера, Земля, Нептун, Уран, Сатурн, Юпитер.

б) в порядке уменьшения их размеров.

Список планет в порядке уменьшения их размеров:

Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Земля, Венера, Марс, Меркурий

2) Проанализируйте схемы. С их помощью попробуйте объяснить причины следующих природных явлений:

а) смена дня и ночи;

Смена дня и ночи происходит из-за суточного вращения Земли вокруг своей оси. На освещённой солнцем половине земли день, а на обратной стороне Земли в это же время ночь.

б) смена времён года.

Смена времён года происходит из-за вращения Земли вокруг Солнца и наклона земной оси. Из-за этого наклона Земля подставляет Солнцу то Северное, то Южное полушарие. Когда ближе к Солнцу Северное полушарие у нас лето, когда ближе Южное, у нас зима.

Практическая работа

1) Найди на глобусе основные стороны горизонта; Северный полюс; Южный полюс. С помощью глобуса покажи, как вращается Земля вокруг своей оси.

Северный полюс находится на веру глобуса, внизу глобуса находится Южный полюс. Через полюса проходят земная ось и ось вращения глобуса.

Если смотреть на север, то слева от нас будет запад, а справа — восток.

Вращая глобус вокруг его оси, можно показать вращение Земли. Вращать глобус надо справа налево, то есть с запада на восток.

2) Пусть какой-нибудь источник света, например лампа изображает Солнце. Поставь напротив него глобус. Вращай глобус вокруг его оси и наблюдай, как будут перемещаться свет и тень по его поверхности.

При вращении глобуса с запада на восток, мы видим, что день будет продвигаться по поверхности Земли с востока на запад.

3) Используя тот же источник света и глобус, покажи, как обращается Земля вокруг Солнца. Объясни, почему происходит смена времён года.

Будем перемещать глобус вокруг источника света. При этом заметим, что периодически ближе к источнику света, Солнцу, будет оказываться то Северное полушарие, то Южное. Этим обусловлена смена времён года.

Обсудим!

Температура на Меркурии достигает +480°, на Марсе редко поднимается выше 0°, на Юпитере температура близка к -130°, а на Сатурне приближается к -170°. Как вы это объясните?

Чем дальше планета от Солнца, тем слабее солнечные лучи нагревают её поверхность.

Проверь себя

1) Назови планеты по схеме на этой странице. Для самопроверки используй схему на с. 5.

Слева мы видим Солнца. От него назовём планеты: Меркурий, Венера, Земля и её спутник Луна, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.

2) Коротко расскажи о планетах Солнечной системы.

Краткий рассказ о планетах Солнечной системы для 4 класса

Самой маленькой планетой Солнечной Системы является Меркурий. Он же ближе всего находится к Солнцу. Самой удалённой от Солнца планетой является Нептун, а самой крупной — Юпитер.

У четырёх планет имеются кольца, это Сатурн, Юпитер, Уран и Нептун. Эти планеты называются планетами-гигантами, и у каждой есть много естественных спутников. У Земли тоже есть естественный спутник, Луна, у Марса таких спутников два, но очень маленьких. А Венера и Меркурий лишены спутников.

3) Как движется Земля в космическом пространстве?

В космическом пространстве Земля вращается вокруг своей оси, но при этом также вращается вокруг солнца.

4) Объясни, отчего происходит смена дня и ночи на Земле.

Смена дня и ночи происходит из-за вращения Земли вокруг своей оси. На освещённой Солнцем поверхности Земли стоит день, на тёмной стороне — ночь.

5) Почему происходит смена времён года на нашей планете

Смена времён года происходит из-за вращения Земли вокруг Солнца и наклона земной оси. Земля подставляет солнцу то Южное, то Северное полушария, и на том полушарии, которое ближе к солнцу стоит лето.

Задания для домашней работы

1) Вылепи из пластилина модели планет. Покажи при этом, что все планеты имеют шарообразную форму, но разные размеры.

Вылепим из пластилина шарообразные модели планет Солнечной системы. Примерно покажем разницу в их размерах. Для Меркурия возьмём самый маленький кусочек пластилина, а для Юпитера — самый большой.

2) Понаблюдайте на вечернем небе Луну: невооружённым глазом, в бинокль или школьный телескоп. Сравните результаты наблюдений, сделанных разными способами.

При наблюдении Луны невооружённым глазом, мы видим ровный Лунный диск, с пятнами на нём.

Если посмотреть на Луну в телескоп, то мы увидим, что поверхность Луны неровная, на ней много кратеров и гор. Более темные участки лунной поверхности носят название морей, но воды там нет.

3) Если есть возможность, побывай в планетарии. Здесь можно увидеть движение планет Солнечной системы, познакомиться с разнообразием планет и их спутников.

Рассказ о планетарии для 4 класса

Планетарий — это специальное сооружение, в котором можно посмотреть на движущуюся модель звёздного неба, и всей солнечной системы.

Специальный шар в центре планетария выпускает тонкие лучи света, которые создают на шарообразном потолке схему звёздного неба.

Шар вращается и создаётся ощущение движения звёзд. Лектор рассказывает о созвездиях звёздного неба, показывает самые яркие звёзды.

А также в планетарии можно посмотреть на схему солнечной системы. Увидеть, как вращаются планеты по своим орбитам вокруг Солнца, разглядеть кометы и астероиды.

И также лектор на модели покажет, как происходит смена времён года на Земле, и смена дня и ночи.

4) Постарайся найти в дополнительной литературе, Интернете информацию о новых научных исследованиях планет Солнечной системы. Подготовь сообщение

Сообщение “Новые научные исследования планет Солнечной системы” для 4 класса

Долгое время астрономы могли исследовать планеты Солнечной системы только наблюдая их в телескопы.

Но с началом космической эры, появилась возможность отправлять космические аппараты к другим планетам. Сперва космические станции облетели Луну, опустились на ее поверхность и взяли пробы грунта.

Потом космические аппараты достигли Венеры и Марса.

Сейчас поверхность Марса исследуется с помощью марсохода, который постоянно передаёт на Землю снимки марсианской поверхности, берёт пробы грунта, ищет присутствие жизни.

В скором времени к Марсу планируется полёт космического корабля с человеком на борту.

А также человек исследует и другие планеты Солнечной системы. Благодаря межпланетным космическим аппаратам люди много узнали о Юпитере и Сатурне, об их спутниках и кольцах. Исследовались также Нептун и Уран.

Так учёные узнали, что на спутнике Юпитера Европа есть огромные океаны, покрытые толстым слоем льда, узнали, что в атмосфере Юпитера постоянно случаются страшные штормы, нашли воду на Марсе, и узнали, что атмосфера Венеры ядовита для человека.

На следующем уроке

Вспомни, какие созвездия тебе уже известны. Какие из них ты можешь найти на небе?

Нам уже известны созвездия Большой медведицы, Кассиопеи, Льва, Лебедя. Эти созвездия я научилась находить на звёздном небе.

Оставьте отзыв

Ваш электронный адрес не будет опубликован, комментарий появится после модерации.