Окружающий мир 3 класс 1 часть Вода стр. 51 – 54
Практическая работа “Свойства воды”
Проделай опыты по инструкции учебника. Определи и назови цель каждого опыта, устно опиши его ход. Выводы из опытов запиши в рабочей тетради.
Опыт 1. Опусти в стакан с водой ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?
Цель этого опыта, определить, является ли вода прозрачной.
Опускаем в стакан с водой ложку и видим, что ложку видно, как над поверхностью воды, так под водой.
Вывод: вода прозрачная
Опыт 2. Сравни цвет воды с цветом полосок, изображённых в учебнике. Имеет ли вода цвет?
Цель опыта определить, какой цвет имеет вода.
Сравниваем воду в стакане с полосками из учебника. Убеждаемся, что вода не красная, не зелёная, не синяя, и даже не белая.
Вывод: вода бесцветная.
Опыт 3.
Определи, имеет ли чистая вода запах.
Цель опыта определить имеет ли вода запах.
Понюхаем воду в стакане. Никакого запаха мы не ощущаем.
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт 4. Насыпь в один стакан с водой немного соли, а в другой столько же измельчённого мела. Помешай. Что произошло? О чём говорит этот опыт?
Цель опыта определить, может ли вода растворять различные вещества.
Поместим в стакан с водой немного соли и размешаем. Соль исчезла, она растворилась в воде. В другой стакан бросим измельчённый мел и размешаем. Мел не растворился.
Вывод: вода может растворять многие вещества, но не всё.
Опыт 5. Из специальной бумаги по рисунку-инструкции сделай фильтр. Пропусти через фильтр загрязнённую воду. Что наблюдаешь?
Цель опыта проверить, можно ли очистить загрязнённую воду.
Нальём в стакан загрязнённую воду чрез бумажный фильтр. Вода в стакане окажется чистой, а фильтр станет грязным.
Вывод: воду можно очистить от примесей с помощью фильтров.
Опыт 6. Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. Мы увидим, что вода в трубке поднимается. Почему?
Цель опыта узнать, как ведёт себя вода при нагревании.
Колбу с водой поставим в горячую воду и увидим, что вода в колбе поднимается.
Вывод: при нагревании вода расширяется, так как частицы воды начинают двигаться быстрее.
Опыт 7. Ту же колбу поставим в тарелку со льдом. Вода в трубке опускается. Как ты это объяснишь?
Цель опыта узнать, как ведёт себя вода при охлаждении.
Колбу с водой поставим в тарелку со льдом. Вода в колбе опускается.
Вывод: при охлаждении вода сжимается, так как частицы воды начинают двигаться медленнее.
Свойства воды
1. Прочитайте текст на с. 51. Найдите в нём два предложения, которые коротко раскрывают значение воды для живых существ. Согласишься ли ты с тем, что эти предложения следующие: «Вода входит в состав любого организма»; «Для многих организмов вода — природный дом»? Раскройте эти мысли, используя информацию из текста.
Это верные предложения, которые раскрывают значение воды для живых существ.
Из текста мы узнаем, что вода входит в состав любого живого организма, а значит живой организм не может существовать без воды.
А также, мы узнаем, что для многих организмов вода — природный дом. А значит эти организмы не могут существовать без воды.
2. Рассмотрите нижний рисунок на с. 53. Объясните, что происходит с частицами воды при её нагревании и охлаждении.
При нагревании частицы воды начинают двигаться быстрее, они сильнее ударяются о друг друга и разлетаются на большие расстояния. А значит вода при нагревании расширяется, увеличивает свой объём.
При охлаждении происходит обратное. Частицы воды движутся медленнее, слабее ударяются, и разлетаются на небольшие расстояния. Значит, при охлаждении вода сжимается, уменьшает свой объём.
3. Вода растворяет многие вещества. Где в быту используется это её свойство? Свой ответ сравните с ответами других ребят. Сделайте общий вывод.
Свойство воды растворять другие вещества используется в кулинарии. Мы растворяем в воде соль, сахар, кофе, чтобы придать пище вкус или получить вкусный напиток.
Вывод: способность воды растворять другие вещества давно используется человеком для своих целей.
Проверь себя
1. Какую роль играет вода в жизни организмов?
Без воды невозможно существование живых организмов, ведь она входит в состав любого живого организма, а для некоторых является ещё и домом.
2. Как мы изучали свойства воды?
Мы изучали свойства воды с помощью опытов.
3. О каких свойствах воды ты теперь знаешь?
Я знаю такие свойства воды как прозрачность, бесцветность, отсутствие запаха, способность расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении, способности растворять другие вещества.
4. Как можно очистить загрязнённую воду?
Загрязнённую воду можно очистить с помощью специальных фильтров.
Задание для домашней работы
Отмечай в рабочей тетради, сколько стаканов воды, чашек чая, других напитков ты и члены твоей семьи выпиваете в день. Сделай вывод.
Каждый день члены моей семьи в среднем выпивали около полутора литров воды. Потому что без воды человек не может прожить ни дня.
На следующем уроке
Вспомни свойства снега и льда. Ответь на вопросы:
1. Из чего состоят облака?
Облака состоят из водяного пара и капелек воды.
2. Почему идёт дождь?
Дождь идёт потому, что капли воды в облаках становятся слишком большими, и не могу удерживаться в воздухе.
3. Как образуется снег?
Снег образуется при замерзании в воздухе капелек воды.