Окружающий мир 3 класс 1 часть. Размножение и развитие животных стр. 100 – 105

Из этой темы учебника «Окружающий мир» третьеклассник узнает о том, как развиваются различные виды животных, как происходит их размножение.

1. Выберите группу животных и проследите по рисункам учебника, как они размножаются и развиваются.

Насекомые размножаются, откладывая яички, из которых появляются личинки. Личинки могут походить на взрослых насекомых, а могут отличаться, как, например, гусеницы и бабочки. Из личинок вырастают взрослые насекомые.

Рыбы и земноводные откладывают икру, пресмыкающиеся и птицы несут яйца. Звери же рожают детёнышей.

2. Информацию, полученную с помощью иллюстраций, дополните сведениями из текста учебника.

Насекомые в своём развитии проходят несколько стадий. Из личинок бабочек — гусениц, образуются куколки. Из куколок появляются взрослые бабочки. А вот личинки кузнечика растут и сбрасывают внешние покровы. Только после этого они превращаются во взрослого кузнечика.

Из икры рыб появляются мальки, которые растут и становятся взрослыми животными. А из икры земноводных появляются головастики, живущие только в воде. Когда они вырастают, то сбрасывают хвост и выходят на сушу.

Птицы высиживают яйца и потом заботятся о птенцах. А пресмыкающиеся закапывают яйца в песок и забывают о потомстве.

Звери выкармливают детёнышей материнским молоком.

3. Подготовьте классу сообщение о размножении и развитии животных выбранной группы.

Сообщение о развитии земноводных для 3 класса

Земноводные размножаются, откладывая икру. Икринки они откладывают в воде, часто прикрепляя икру к листьям и стеблям водных растений.

Из икры появляются на свет маленькие головастики, которые больше похожи на рыб, чем на взрослых земноводных. Головастики плавают и питаются в воде, они не могут дышать кислородом воздуха.

Но когда головастики подрастают, они становятся похожими на взрослых земноводных. У многих видов исчезает хвост, и они выходят на сушу. Теперь земноводные могут дышать воздухом и живут на суше, по берегам водоёмов.

4. На основе сообщений других ребят сравните размножение, и развитие разных животных (найдите сходство и различия).

Размножение различных групп протекает по-разному, но в каждом случае новорождённые животные очень слабые и беззащитные.

Насекомые в развитии могут проходить несколько стадий, на каждой из которых они выглядят иначе. Гусеница непохожа на бабочку, личинка стрекозы — на стрекозу, а личинка жука больше напоминает червячка.

Рыбы и земноводные размножаются в воде с помощью икринок. В этом их сходство. Но мальки рыб так и остаются в воде, а головастики земноводных, повзрослев, выходят на сушу.

Сходство в размножении пресмыкающихся и птиц в том, что они несут яйца. Но из яиц пресмыкающихся получаются вполне самостоятельные маленькие животные, а птенцы птиц рождаются беспомощными и не умеют летать.

Только млекопитающие кормят своих детёнышей молоком.

5. Кто как развивается? Ответь устно, какие слова пропущены.

Яйцо — … — взрослая птица. Пропущено слово Птенец.

Икринка — … — взрослая лягушка. Пропущено слово Головастик.

… — малёк — взрослая рыба. Пропущено слово Икринка

Яйцо — личинка — … — бабочка. Пропущено слово Куколка

По этим словесным схемам построй модели развития животных.

Поместим на пустые места пропущенные слова и получим модель развития различных групп. Пример:

Яйцо – Птенец – Взрослая птица

Модель развития птиц и рыб

Проверь себя

1. Как размножаются и развиваются насекомые?

Насекомые размножаются с помощью яичек. Из яичек появляются на свет личинки насекомых, которые проходят несколько стадий развития и превращаются во взрослое насекомое.

2. Сравни развитие рыб и земноводных, земноводных и пресмыкающихся.

Рыбы и земноводные откладывают икру в воде. Их мальки и головастики также развиваются в воде. Но мальки рыб похожи на взрослых рыб, а головастики мало похожи на взрослых земноводных.

Земноводные несут икру в воде, а пресмыкающиеся откладывают яйца на берегу. Головастики земноводных непохожи на взрослых особей. Маленькие пресмыкающиеся точно такие же, как взрослые, только меньше размером.

3. Что нового мы узнали о размножении и развитии птиц?

Птицы образуют семьи и строят гнёзда, для того чтобы отложить яйца. Яйца птицы высиживают, а потом долго кормят новорождённых птенцов, совсем беспомощных и не умеющих летать.

4. Чем отличается размножение зверей от размножения всех других животных?

Только млекопитающие выкармливают детёнышей молоком матери.

5. Как заботятся о своём потомстве птицы и звери?

Птицы защищают своих птенцов, кормят и поят их, греют, пока у них не отрастёт пух и перья. Потом учат летать.

Звери кормят детёнышей молоком, охраняют их от опасностей, учат выживать в природе.

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик: личинка, куколка, ма­лёк, головастик. Устно объясни значение этих слов.

  • Личинка — стадия развития насекомого, появляется из яичек.
  • Куколка — неподвижная стадия развития насекомого, образуется из личинки.
  • Малёк — маленькая новорождённая рыбка, появляется из икринки.
  • Головастик — новорождённое земноводное, появляется из икринки.

2. Изготовь модель, показывающую развитие тех животных, которые тебя особенно заинтересовали.

Покажем модель развития бабочек:

  • Яички — личинка/гусеница — куколка — взрослая бабочка.

3. Если представится возможность, понаблю­дайте, как заботятся о своём потомстве собака, кошка, другие домашние животные. Сделайте фотографии или рисунки. Приготовься расска­зать на уроке о своих наблюдениях.

Рассказ «Как заботится о своём потомстве кошка» для 3 класса

Кошка рожает несколько котят, от четырёх до восьми. Котята рождаются совсем крошечными, слепыми, они сразу начинают пищать и просить есть. Кошка вылизывает котят и кормит их своим молоком.

Сытые котята быстро засыпают, прячась под животом кошки — мамы.

Кошка растит котят несколько недель, пока те не становятся самостоятельными. После этого котята часто остаются жить вместе с мамой, но могут уйти и создать свою семью.

Рассказ «Как заботится о своём потомстве собака» для 3 класса

Собака рожает несколько щенков. Новорождённые щенки очень маленькие, слепые, они сразу хотят есть, и собака-мама начинает их кормить молоком.

Щенки довольно быстро открывают глазки, начинают ползать и играть. А их мать следит, чтобы никто не обидел щенков и кормит их. В этот момент сама собака-мама нуждается в усиленном питании, ведь она тратит много сил и энергии, чтобы прокормить своё потомство.

Вскоре щенки начинают есть самостоятельно, но остаются с матерью. В дикой природе собаки живут стаями.

4. С помощью книги «Зелёные страницы» подготовь сообщение на одну из тем:

А) как развивается божья коровка;

Сообщение «Как развивается божья коровка» для 3 класса

Божья коровка, точно так же, как и другие насекомые, откладывает яйца. Делает она это весной. Яйца жёлтые или оранжевые, и их часто можно заметить на внутренней стороне листьев. Одна божья коровка может отложить до сотни яичек.

Примерно через неделю из яичек появляется личинка, которая совершенно непохожа на взрослого жука. У неё нет крыльев, зато имеется отличный аппетит. И личинка начинает поедать тлю, опасного вредителя садовых растений. За это божьих коровок любят и ценят садоводы.

Через пару недель личинка превращается в куколку, неподвижный кокон. В таком состоянии она проводит ещё неделю.

А потом кокон разрывается и из него выбирается божья коровка, уже полностью сформировавшееся взрослое насекомое. С хитиновыми надкрыльями яркого цвета, украшенными точками. Взрослая особь насекомого называется имаго, она может прожить несколько лет.

Б) Как выводят потомство зяблики;

Сообщение «Как выводят своё потомство зяблики» для 3 класса

Зяблик — небольшая певчая птица с ярким оперением. Это перелётная птица, которая осенью отправляется в тёплые края, а весной возвращается на родину, чтобы обзавестись парой и вывести птенцов.

Первыми с юга прилетают самцы зябликов, наполняя лес своими прекрасными трелями. Они ждут самочек, с которыми начинают строить гнёзда.

Когда гнездо построено, самочка приступает к откладыванию яиц. Обычно зяблики откладывают несколько яичек голубоватого цвета. Самка высиживает яйца, а самец в это время носит ей пищу.

Через пару недель скорлупа на яйцах трескается и оттуда выбираются новорождённые птенцы. Они совсем слабые и беспомощные, и поэтому первое время взрослые зяблики усиленно кормят птенцов.

Но уже через неделю-другую птенцы начинают петь, учится летать, и скоро становятся самостоятельными, но уступающими в размерах взрослым, птицами. К осени молодые зяблики вырастают окончательно и становятся способными на длительный перелёт к югу.

В) Как бобры заботятся о сво­их детёнышах.

Сообщение «Как бобры заботятся о своих детёнышах» для 3 класса

Бобры добры к своим детёнышам. В мире животных бобры считаются образцовыми родителями.

Живут бобры в специальных хатках, на прудах. Вход в хатку находится ниже уровня водоёма, а потому в ней безопасно.

Бобры живут целыми семьями, но главной является бобриха-мать. Каждую весну бобры рожают по несколько бобрят, которые требуют внимания и заботы. Мать выкармливает бобрят молоком первую неделю, постепенно добавляя в их рацион растительную пищу.

Бобрята быстро становятся самостоятельными, но при этом не спешат покидать родительский дом. Часто в одной хатке живёт два — три поколения бобрят. Все они очень дружные и работящие.

5. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказы «Изучили», «История с головастиком». Что ты думаешь о случаях, которые описаны в этих рассказах?

Я думаю, что человек легко может навредить природе, по глупости, от праздного любопытства или как-то ещё. Многие животные рождаются совершенно беззащитными. Ту же икру лягушек никто не охраняет, как и новорождённых головастиков, которые не знают мамы, но у которых и так много врагов в природе.

А значит человек должен вести себя по-человечески, не вытаскивать на берег икринки, не пытаться поймать или убить головастиков. Не надо уничтожать природу, её нужно беречь во всех её проявлениях.

На следующем уроке

Вспомни, какое значение имеют животные для растений и человека. Каких ты знаешь животных, внесённых в Красную книгу России? Какие животные вашей местности нуждаются в охране?

Животные очень важны для природы и человека.

Растениям животные помогают размножаться и распространяться на новые территории.

Для человека животные являются пищей, помощниками, друзьями.

В Красную книгу России внесены амурские тигры, дальневосточные и переднеазиатские леопарды, белые медведи, жук-олень, бабочка Махаон, рыба стерлядь.

В нашей области в охране нуждаются Лось, Бурый медведь, Бобр, Пищуха, Стерх, Балобан, Дрофа.

Полезные ссылки:

_______

Оставьте отзыв

Ваш электронный адрес не будет опубликован, комментарий появится после модерации.